ОТКРЫТОЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Спланировала и провела учитель-логопед: Карельская Елена Германовна
«Наши четвероногие друзья»
(По мотивам стихов Даниила Хармса)
Тема: домашние и дикие животные.
Цель: развитие общей и тонкой моторики; работа над лексико-грамматическим строем речи; работа над просодической стороной речи.
Задачи:
1. Координировать общую и тонкую моторики.
2. Отрабатывать выразительность мимики, пластики движений, речи.
3. Работать над просодической стороной речи (силой, тембром, модуляцией голоса).
4. Работать над лексико-грамматическим строем речи, расширять активный и пассивный словарь детей.
5. Корректировать поведение детей, вызывать у них положительные эмоции.
6. Учить детей любить животных.
Оборудование: шапочки животных (кот, мишка, ёжи).
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Дети входят в музыкальный зал, здороваются с гостями.
Логопед: - У нас сегодня много гостей. Все мы рады их приходу. А вы хотите узнать, как пронимала гостей девочка Маша?
II. Пальчиковый игротренинг
«Машины гости»:
Стала Маша гостей приглашать: (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
- И Иван приди, (Кончик полусогнутого указательного пальца правой
- И Степан приди, по очереди кончики полусогнутых пальцев
- Да и Андрей приди, начиная с большого и мягко покачивает их.)
- Да и Матвей приди.
- А Митрошечка, ну, пожалуйста! (Указательный палец правой руки 4 раза покачивает
мизинец левой руки.)
Стала Маша гостей угощать: (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
- И Ивану блин, (Левая рука поворачивается ладонью вверх, большой палец
- И Степану блин, правой, нажимает на подушечки каждого пальца
- Да и Андрею блин, левой, начиная с большого, как бы кладя блин.)
- Да и Матвею блин.
- А Митрошечке – мятный пряничек! (Большой палец правой нажимает на мизинец левой руки четыре раза.)
Стала Маша гостей провожать. (Помахать кистями обеих рук.)
- Прощевай, Иван! (Пальцы правой руки загибают по очереди пальцы левой
- Прощевай, Степан! к ладони, начиная с большого.)
- Прощевай, Андрей!
- Прощевай, Матвей!
- А ты, Митрошечка, моя крошечка, (Три пальца правой руки ласково оглаживают
Да ты побудь со мной ещё немножечко! мизинец левой руки сверху донизу.)
III. У нас в гостях – кошки.
1. Пластический этюд с речевым сопровождением «Кошки»
(Дети садятся на ковёр спиной к логопеду.)
Логопед: Однажды по дорожке,
Я шла к себе домой.
Смотрю и вижу: кошки,
Сидят ко мне спиной.
Я крикнула им: «Кошки!
Пойдёмте-ка со мной!
Пойдёмте по дорожке
Пойдёмте-ка домой!»
(Дети выстраиваются в ряд и идут за логопедом, подражая движениям кошек. Далее по ходу они мяучат и выполняют движения в соответствии с текстом.)
Сказали кошки: «Мяу!»
И, распушив хвосты,
Неспешно зашагали,
Задравши вверх носы.
Неслышно так шагают,
Мурлычут все в усы: «Мур-р-р-р-…»,
Но лишь увидят мышек, -
Поймают за хвосты.
Из блюдечка лакают
Парное молочко.
И на деревья лазают:
Ну, очень высоко!
2. Сценка «Кот Антипка»
(Одному ребёнку на голову надевают шапочку кота. Остальные дети выстраиваются вокруг него в кружок.)
Кот Антипка жил у нас. Он вставал с лежанки в час. В два на кухне крал сосиски, В три – сметану ел из миски. Он в четыре – умывался, В пять – по коврику катался, |
В шесть тащил сельдей из кадки, В семь играл с мышами в прятки, В восемь хитро щурил глазки, В девять ел и слушал сказки. В десять шёл к лежанке спать, Потому что в час – вставать! (Автор стихов - В.Викторов) |
(Все дети, свернувшись «клубочками», ложатся «спать» на ковёр. Звучит спокойная, тихая музыка.)
3.Релаксация
Логопед: Кошки спят, им снятся птички:
Снегири, грачи, синички…. (логопед делает паузу)
Кошки медленно проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
И ушли домой вприпрыжку,
Им на смену вышли … мишки!
IV. У нас в гостях мишки.
1. Пластический этюд с речевым сопровождением «Мишки»
(Дети садятся на ковёр спиной к логопеду.)
Логопед: Однажды по дорожке
Я шла к себе домой.
Смотрю и вижу: мишки
Сидят ко мне спиной.
Я крикнула им: «Мишки!
Пойдёмте-ка со мной!
Пойдёмте по дорожке
Пойдёмте-ка домой!»
(Дети выстраиваются в ряд и идут за логопедом, подражая движениям медведей. Далее по ходу они выполняют движения в соответствии с текстом.)
Медведи потянулись,
И, нехотя пошли,
Шагают вперевалку,
Вот – ягодки нашли.
Шагают и шагают,
Привстали на носки,
Но это очень трудно:
Медведи велики!
Вдруг видят: братцы ёжики
Навстречу им бегут.
Весёлые и бодрые
Играть с собой зовут.
2. Сценка «Медвежата и ежата.
Не знали медвежата, что колются ежата,
И давай с ежатами играть, как с медвежатами.
Вдруг, медвежата в слёзы: «Ёжики, занозы!»
Испугались ёжики, несут щипцы и ножики
И давай по штучке вынимать колючки.
Наплакавшись, медведи идут в берлогу спать,
Чтоб ночью понемногу обиды забывать…
(Стихи: Э.Котляр )
3.Релаксация
(Все дети ложатся «спать» на ковёр. Звучит спокойная, тихая музыка.)
4.Пальчиковый игротренинг
Медведица и медвежата
Мама мишек будит рано; Не встают они с дивана! - Эй, Большак, вставай скорей,- Ждут друзья уж у дверей. Ну, а ты, лентяй-Указка? У тебя засохла краска! Вы должны с Середнячком Побелить амбар и дом. |
Безымянный. Мой бедняжка! Знаю, болен был ты тяжко! Пожалею я тебя, Полежи ещё два дня. Ты, Мизинчик-малышок, Роста у тебя – вершок! Но зато проказ и драк Сосчитать нельзя никак! |
(Е.Г. Карельская)
5. Медвежата выходят на зарядку.
На зарядку, становись!
На зарядку – становись!
Сбрось весь сон и не ленись!
Все движения разминки
Повторяем без запинки.
(Дети строятся на ковре.)
РАЗ – попрыгали на месте. ДВА – руками машем вместе. ТРИ: прогнули быстро спинки, Покачались, как травинки. На ЧЕТЫРЕ – стали ниже, Наклонились к полу ближе |
ПЯТЬ! Там кто у нас лентяй? Потянись, а не зевай! Повертись на месте ловко: В этом всем нужна сноровка! Что, понравилось. Дружок? Завтра будет вновь урок! |
(Е.Г.Карельская)
6. Сценка Мишки ТОМ и ТЯМ».
(Двум детям надевают шапочки медведей.)
МИШКИ: - Тук-тук!
ДЕТИ: - Кто так?
МИШКИ: - Это мы: Том и Тям!
ЛОГОПЕД: Том – упитанный толстяк,
Очень славный, он – добряк!
Тям и мягкий, и пушистый,
И в общенье не ершистый.
ДЕТИ: - Косолапые топтыжки!
Рады мы вас видеть, мишки!
ЛОГОПЕД и ДЕТИ: - Том принёс нам … (молоток)!
Он стучит: … («тук-ток!»)
Тям – настенные … (часы),
Что висят не для красы.
«Тики-так! – идут они, -
Знаем время мы одни!» (Е.Г.Карельская)
7. Мишки строят новый дом.
Логопед: Знаете, для чего нашим мишкам нужен молоток? Чтобы вбивать гвозди. Ведь они же строят новый дом!
Новый дом
Динь-дон, динь-дон! Мишки строят новый дом: Красят стену, крышу, пол, Прибирают всё кругом. Мы к ним в гости пришли, И подарки принесли: |
На пол – мягкую дорожку, Расстелив её к порожку, Две подушки на диван, Мёду липового жбан. Новоселье мы отметим. Праздник мы салютом встретим! |
(Е.Г.Карельская)
(Дети танцуют под музыку песни «Конфетти». По окончании музыки дети энергично выбрасывают руки вверх и говорят: «Всё!»)
V. Подведение итогов.
- В кого мы сегодня превращались?
- Как назвать одним словом кошку, мишку, ежа? Кто это?
- Кто из них домашний, а кто дикий?
Животные, - это наши четвероногие друзья, их надо беречь, заботиться о них.
Кого вам понравилось изображать?
ОТКРЫТОЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
(Проводится совместно с музыкальным руководителем.)
«Путешествие в страну Фантазия»
Тема. Слова сложного звуко-слогового состава
Цель: произношение и анализ слов сложного звуко-слогового состава; развитие общей и тонкой моторики; работа над лексико-грамматическим строем речи и просодической стороной речи.
Задачи: 1. Учить детей произносить слова сложного звуко-слогового состава.
2. Координировать общую и тонкую моторики.
3. Отрабатывать выразительность мимики, пластики движений, речи.
4. Работать над просодической стороной речи (силой, тембром, модуляцией голоса).
5. Работать над лексико-грамматическим строем речи, расширять активный и пассивный словарь детей.
6. Корректировать поведение детей, вызывать у них положительные эмоции.
7. Учить детей любить природу.
Оборудование: игрушка мягкая (необычная), деревья, кусты, муляжи фруктов (апельсин, мандарин, авокадо, лимон), картинка земляники, корзинка, грецкие орехи.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Дети входят в музыкальный зал, здороваются с гостями и логопедом.
Логопед тихо здоровается с детьми и сообщает, что сегодня на занятие пришло много гостей, но его придётся отменить, так как в зал пробрался какой-то страшный зверь… Демонстрирует необычную игрушку.
II. Непрошеный гость.
1.Рассматривание зверя.
(На коврике спит неведомый зверь-игрушка.)
Логопед: - Давайте рассмотрим, что это за зверь такой. Опишите нам его.
(Дети составляют устное описание «зверя».)
2. Даём зверю имя.
Логопед: - Как мы назовём этого необычного зверя?
(Дети придумывают имя «зверю»: Вреднюга, Рукокрыл, Мохнолап, Пушистик, Тупонос, Ушастик, Головоног и т.д.)
3. Подкрадываемся к зверю (подвижная игра).
Логопед: - Надо осторожно подкрасться к зверю, но если он проснётся, или пошевелится – надо будет быстро отступить назад.
(Дети демонстрируют чередование движений: осторожная, крадущаяся ходьба на носках и торопливые шаги назад. Всё это сопровождается соответствующей музыкой.)
III. Страна Фантазия
1. Отправляемся в путешествие.
Логопед: - Я знаю страну, где водятся такие необычные звери. Эта страна называется Фантазия. Вы любите о чем-то мечтать, фантазировать? Тогда дверь в эту страну вам сейчас откроется… На чём мы будем путешествовать? Давайте изобразим!
Дети изображают самолёт: «У-у-у-…», паровоз: «чух-чух-чух…», лошадку (цоканье языком).
2. Прибытие в страну Фантазия
Логопед: - Вот мы и прибыли в страну Фантазия. Посмотрите, как здесь красиво!
(Дети озираются вокруг.)
3. Необычный комар.
Слышится звук: «З-з-з-…»
Логопед: - Кто это?
Дети высказывают предположение: - …. Комар.
Логопед: А какой комар?
Дети: - Маленький!
Логопед: - Это у нас в лесу комар маленький, а в стране Фантазия
Комары – как кошки,
Глаза – как плошки.
На нас глядят
И громко звенят: «З-з-з-…!»
- Как сказать об огромном комаре? Он уже не комар, и тем более, не комарик, а … (Комарище!)
Динамическая пауза «Лови комарища!»
Комарище летит, комарище звенит: «З-з-з-з-з-з-…»
Хлопай: раз, два, три, Раз, два, три! Он кружится надо мной, У ноги, и за спиной. Кыш, кыш! Улетай! Нам играть не мешай! |
(Помахать руками, как крыльями, позвенеть: «З-з-…» (Хлопки руками.) (Хлопки слева.) (Хлопки справа.) (Вращательные движения головой.) (Руки на пояс, потопать ногами, повороты влево-вправо.) (Отгоняющие движения руками.) (Погрозить пальцем.) |
(Е.Г. Карельская)
Логопед: - Молодцы, всех комаров отогнали. Кто же ещё обитает в этой удивительной стране Фантазии?
4. Упражнение на синхронизацию движений со словом.
Диковинные звери.
Мы здесь в стране Фантазии С весёлыми друзьями Все по деревьям лазали, Бродили по полям. А рядом с нами прыгали Диковинные звери: Хаврюги густогривые, Зубастые хвостери. И по пятам шагали Унылые слезнули, Плюгавы кривокрылые На нас в кустах глядели. Встречались на дороге Лихие свистоплясы, Они ногами дрыгали И строили гримасы. |
(Бодрый шаг.)
(Имитируют лазанье по деревьям.) (Шаги на месте.) (Прыжки на месте.)
(Пощёлкать зубами.) (Плечи сгорблены, голова опущена, заплетающиеся шаги на месте.) (Изломанные движения руками, как крыльями.) (Взгляд из-под руки.) (Расставить ноги, локти отвести от туловища, энергичные шаги на полусогнутых ногах.) (Соответственно.) |
Логопед: - Названия каких диковинных зверей вы запомнили?
Дети: хаврюги, слезнули, плюгавы, свистоплясы.
5. Релаксация.
Логопед: - После такого трудного путешествия надо немного отдохнуть.
(Звучит тихая, спокойная музыка.)
Очень мы в пути устали
Мы шагали, мы шагали, Очень мы в пути устали. А сейчас вот отдохнём, Глазки крепко мы сомкнём. Ровно, ровно дышим, Что вокруг – не слышим. Наши ножки отдыхают, Ручки – тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают, Отдыхают, засыпают…
А теперь пора вставать, Надо дальше нам шагать. Потянулись, встали, Славно отдыхали! |
(Дети ложатся на ковёр в удобных позах.)
(В соответствии с текстом.)
(Встают.)
(Соответственно.) |
Логопед: - Идём дальше? А чтобы идти было веселей, споём песню.
6. Пение под музыку.
Песня «Весёлые друзья» сл. и муз. Шаховского.
7. Завтрак в пути.
Логопед: - Вы проголодались? Неплохо бы подкрепиться! Только есть ли в стране Фантазии продукты?
а) движения с речевым и мимическим сопровождением:
«Ищем завтрак»
Мы отправились гулять, Себе завтрак поискать. Посмотрите на деревья: Булки с джемом и вареньем. Булки мы не будем рвать: Булкам надо дозревать. Мы отправились гулять, Себе завтрак добывать. Посмотрите на кусты: Там конфеты, не цветы! Мы конфет не будем рвать: Жалко зубы нам терять! Мы отправились гулять, Себе завтрак поискать. Посмотрите: огурцы, В речке, будто бы пловцы! Мы не будем их ловить, Чтобы ног не замочить! |
(Бодрый шаг по кругу друг за другом.) (Посмотреть из-под руки.) (Показать рукой на деревья.) (Погладить себя по животу.) (Погрозить пальцем.) (Развести руки в стороны.) (Бодрый шаг по кругу друг за другом.) (Посмотреть из-под руки.) (Показать рукой на кусты.) (Погладить себя по животу.) (Погрозить пальцем.) (Показать свои зубы.) (Бодрый шаг по кругу друг за другом.) (Посмотреть из-под руки.) (Развести удивлённо руки в стороны.) (Движения руками как при плаванье.) (Погрозить пальцем.) (Наклониться, руки к ногам.) |
б) мимические этюды:
Логопед: Посмотрите, посмотрите: на деревьях и кустах
Фрукты разные висят. Фрукты разные висят,
На ребят они глядят:
Мандарины, апельсины,
Авокадо, нектарины. (Дети любуются на фрукты.)
Их названья повторим,
Слоги в них определим.
(Дети определяют кол-ва слогов в словах: мандарины, апельсины, авокадо, нектарины.)
Сколько слогов в каждом из этих слов?
Слова эти длинные, или короткие?
В траве краснеют невелички:
Клубочки красной землянички.
Их запах нежный, ароматный,
Вкус земляники сладкий-сладкий! (Дети мимикой изображают сладость.)
Логопед: - Слово земляника длинное или короткое? Сколько в нём слогов?
На вкус попробую лимон,
Где среди фруктов скрылся он? (Дети ищут лимон.)
Его я дольку – прямо в рот!
Не сладкий он – наоборот…
Какой? (Дети: «Кислый!» и соответствующая мимика.)
7. Пальчиковый игротренинг
Логопед: Посмотрите: под кустом стоит корзинка. Что в ней? (показывает грецкий орех.)
Наверное, это подарок нам от обитателей страны фантазия. Если ещё немного пофантазировать и представить, что у орешка выросли усики и шесть лапок, то он превратится… (звучит музыка «Старый жук» из к/ф «Золушка») в жука!
Милый жук
(по мотивам стихов Ю. Мориц)
Ты откуда, милый жук, тоненькие лапки? Не нужны тебе калоши, сапоги и тапки. Покачаю я тебя на своей ладошке. Ты по свету кочевал, ползал по дорожке. Ешь, пожалуйста, цветок, пей свою росинку. Если б ты увидеть смог собственную спинку! Ты блестящий, золотой, ты такой красивый! Просто чудо, как хорош, и к тому же милый. Я не дам тебя склевать утке хромоножке, Будешь жить и поживать на цветке картошки. |
(Поглаживание.)
(Покачивание.) (Перекатывание ореха по ладошке.) (Имитация кормления.) (Поглаживание.) (Перекладывание орешка из ладошки в ладошку.) (Спрятать орех за спину.) |
Логопед: - Понравилось вам фантазировать? А кто скажет, что обозначает слово «хромоножка»? Это слово встретилось нам в стихотворении. (Ответы детей.)
IV. Подведение итогов.
Логопед: - Вот и закончилось наше путешествие. Нам надо возвращаться в детский сад. И в этом нам помогут наши жучки. Они не простые, они излучают свет. Как называются такие жуки? (Дети: «Светлячки».) Поднимите их повыше, - светлячки будут освещать вам путь в группу. До свидания!