Уздечки верхней, нижней губы и языка у детей.

Услышав слово «уздечка» любитель верховой езды представит конскую сбрую, стоматолог и логопед – ротовую полость. Там уздечек целых три! И каждая отвечает за красоту лица и за чистоту произнесения звуков.

В словаре В. Даля читаем: «Ўздочка – привязь, звéночка, прицепка, приуздок или связка. Подъязычная ýздочка – срослая перепонка…».

 

1. Уздечка верхней губы.

Перед тем, как приступить к поиску всех трёх уздечек во рту ребёнка, взрослый должен привести в порядок собственные руки: обрезать ногти, тщательно вымыть и протереть спиртом каждый палец. Кроме того, обследование надо проводить корректно и не напугать кроху! Начните свои «поиски» со слов: «Интересно, что прячется в этом красивом маленьком ротике?» Осторожно оттяните и приподнимите к носу верхнюю губку ребёнка. Вашему взору предстанет уздечка верхней губы...

По форме она напоминает треугольник. Две её стороны («катеты») прикреплены. Одна – к внутренней поверхности губы со стороны ротовой полости. Вторая – к десне над резцами. В том, как эта, последняя, соединяется с десной, во многом зависит очарование улыбки. В норме нижний край соединения должен находиться на несколько миллиметров выше основания десневого сосочка. Если же крепление расположено низко: почти на стыке резцов, возникают проблемы. Они усугубляются, если сама уздечка плотная, массивная. В этом случае её гребень вплетается, врастает в десневой сосочек, расположенный между верхними резцами. Это значительно ограничивает подвижность верхней губы. Она выглядит вздёрнутой и обнажает верхние зубы. Нередко рот бывает приоткрыт: губы не могут сомкнуться. Личико ребёнка приобретает «беличье» выражение. Кроме этого, короткая и плотная уздечка верхней губы не даёт сомкнуться растущим верхним резцам. Возникает щель (ДИАСТЕМА). По мере прорезывания молочных зубов, она иногда не только не уменьшается, а наоборот, - увеличивается, «расползается». Постоянные зубы нередко перенимают тот же дефект. В старину о юном обладателе такого «прогала» в зубах бабушки-соседки говорили: «Брехливым будет!», а взрослого называли «щербатым».

 

2. Когда необходимо подсечь уздечку верхней губы?

Современных родителей волнует не столько возможная болтливость отпрыска, сколько косметический дефект зубного ряда. В лёгкой панике они бросаются к стоматологу и просят надсечь уздечку, полагая, что тогда и щель закроется. Хочется огорчить некоторых торопливых родителей: в стадии молочных зубов подобная операция не проводится. Придётся ждать, пока прорежутся постоянные верхние резцы. Но и тогда вначале целесообразно сделать снимок верхней челюсти (с зачатками постоянных зубов), а уж затем, совместно с врачом - ортодонтом, решить, есть ли смысл в хирургической операции.

Настойчивость некоторых родителей не знает границ, поэтому, под напором их просьб и слёз, стоматологи порой решаются подсечь уздечку верхней губы и при молочном прикусе. Это приводит к тому, что постоянные резцы, появившись на свет, начинают налезать друг на друга, а вслед за ними и все остальные зубы верхнего ряды растут вкривь и вкось. Как тут не вспомнить поговорку: «Торопливость нужна только при ловле блох»! Кроме того, если операция на верхней уздечке проведена преждевременно, верхняя челюстная дуга может сформироваться узкой, а это грозит ПРОГЕНИЕЙ (дефект прикуса, когда нижняя челюсть выдвигается вперёд, верхняя же челюсть мала или недоразвита, а при смыкании челюстей, нижние зубы перекрывают верхние). Надо ли говорить, какие проблемы могут возникнуть у ребенка при таком прикусе? Это дефектное произношение всех свистящих, шипящих звуков, и, конечно же, звуков [Л'], [Л], [Р'], [Р].

 

3. Травма уздечки верхней губы.

Маленькие дети очень часто травмируют уздечку верхней губы: происходит её разрыв. В этом случае необходимо сразу же обратиться к стоматологу. Он и рану обработает (а если надо – швы наложит), и даст прогноз относительно дальнейшего формирования зубов. Возможно, понадобится и рентген (при сильном ушибе травмируются зачатки постоянных зубов). Помощь врача необходима ещё и потому, что при «стихийном» заживлении раны (без хирургической обработки), края уздечки могут срастись «неправильно»: асимметрично по отношению центральных резцов, либо возникнет грубый рубец, ограничивающий подвижность верхней губы. К чему это может привести? Родители уже и сами догадались: к дефектному произнесению звуков.

 

 4. Уздечка нижней губы

Налюбовавшись уздечкой верхней губы, перейдём к нижней. Бережно оттяните книзу нижнюю губку крохи. Это удалось сделать легко? Значит, всё в порядке! В норме, уздечка нижней губы – едва заметная плёночка. Она расположена глубоко в ложбинке между десной и губой (с внутренней стороны), ориентировочно: на уровне десневого сосочка центральных нижних зубов. Но на сам десневой сосочек эта уздечка прикрепляться не должна!

Если же вашему взору предстало нечто массивное и плотное, прикрепленное с одной стороны, - чуть ли не к красной кайме губ, а с другой – к десневому сосочку центральных нижних зубов, стоит озаботиться. Конечно, ничего страшного и опасного в этом нет! Просто такая уздечка «держит в узде» нижнюю губку крохи. Поэтому-то и говорит он неохотно, а звуки получаются не совсем правильные.… Ещё бы, думаете, легко управлять губой на привязи?!

 

 5. Как проверить, все ли в порядке с уздечками губ у ребенка?

У страха глаза велики. Поэтому некоторым родителям может показаться, что с уздечками как верхней, так и нижней губы у их ребёнка что-то не то.… Проверим? Попросите кроху выполнить следующие упражнения:

  • «Улыбка»: без напряжения улыбнуться, обнажая верхние и нижние зубы. Удержать это положение не менее 3-5 секунд.
  • «Хоботок»: зубы плотно сжать, а зубы максимально вытянуть вперёд «трубочкой». Удержать не менее 3-5 секунд.
  • «Прятки»: а) спрятать верхнюю губу, накрыв её нижней. Удержать не менее 3-5 секунд.
  • б) спрятать нижнюю губу, накрыв её верхней. Удержать не менее 3-5 секунд.
  • «Ниточка»: сжать, «спрятать» обе губы, прикусив их зубами. Рот превращается в «ниточку». Удержать 3-5 секунд.
  • «Лепесток»: нижняя губа «выворачивается» наружу всем своим «внутренним содержанием». Удержать в этом положении не менее 3-5 секунд.

Конечно, годовалый карапуз не сможет выполнить упражнения достаточно «чисто», да и удержать артикуляционную позу 3 секунды для него – подвиг. А вот 2-3-летка уже должен справиться! О шестилетке и речи нет, все эти упражнения для него - пустяк!

Каков результат? Малыш легко выполнил все шесть проб? Значит, беспокоиться вообще не о чем! Если процент выполнения 50 на 50, необходимо в течение месяца ежедневно проделывать артикуляционные упражнения для губ. Можно использовать тестовые варианты. Наиболее полный «ассортимент» упражнений подберёт логопед детского сада или поликлиники. А вот если все шесть проб со знаком «минус», одними занятиями с логопедом здесь вряд ли обойтись… Возможно, понадобится и помощь хирурга-стоматолога. Но ещё раз напоминаю: на уздечке верхней губы операция проводится только после смены верхних резцов в 5-8 лет. А вот подрезать уздечку нижней губы можно с трёх лет. Но лишь в том случае, когда её прикрепление к десневому сосочку приводит к гиперемии последнего.

 

 6. Подъязычная уздечка - любимица логопедов.

Третью уздечку – подъязычную, знают практически все, а вот разглядеть её во рту крохи бывает не так-то просто! Даже не пытайтесь хвататься за язык и поднимать его! Во-первых, ребёнок вряд ли это потерпит, а во-вторых, можно серьезно травмировать слизистую оболочку языка. Продемонстрировать подъязычную уздечку должен сам ребёнок, причем добровольно. Придётся использовать маленькие хитрости.

Хитрость первая: «У меня язык поднимается высоко-высоко!» Взрослый широко раскрывает свой рот и тянет кончик языка к нёбу. «А у тебя?» - вопрошает он. Начинается состязание, во время которого вы стараетесь рассмотреть подъязычную уздечку крохи.

Хитрость вторая: «Кто звонче щёлкнет языком?» Щелчки производятся только при широко раскрытом рте. Язык крепко присасывается к нёбу. Это и есть тот короткий момент счастья, когда подъязычная уздечка предстанет вашему взору во всей красе. Но он быстро заканчивается, и язык со звонким щелчком отрывается от нёба.

Хитрость третья: «У тебя во рту растёт гриб?» «А у меня – растёт!»- с хитрым видом говорит взрослый и демонстрирует чудеса артикуляции: присасывает язык к нёбу и удерживает его в этом положении некоторое время. Кроха любуется вашим «творением». Здесь возможны возгласы восхищения. «Давай и в твоём ротике вырастим грибок», - великодушно предлагаете вы. Вместе с малышом садитесь перед зеркалом и «лепите» грибок из языка. Задача не из простых! Сразу у ребёнка может и не получиться. Зато, когда грибок, наконец, «вырастет», можно будет без спешки и суеты разглядеть его «ножку», - ту самую вожделенную уздечку.

 

7. Подъязычная уздечка - отклонения от нормы.

Вашему взору может предстать либо «нормальная» плёночка, абсолютно не мешающая подъёму языка, либо следующие отклонений от нормы:

  1. Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка препятствует.
  2. Уздечка тонкая. Её передний край прикреплён близко к кончику языка. Из-за этого при подъёме языка вверх, кончик раздваивается «сердечком».
  3. Уздечка представляет собой плотный короткий тяж. Он прикреплён близко к кончику языка. Подъём языка вверх ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает».
  4. Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка: прикреплён практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены.
  5. Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно! Бедный, он еле шевелится…

8. Операция на подъязычной уздечке: доводы «ЗА» и «ПРОТИВ»

Ох, как не любят родители слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке! Поверьте, и логопеды до последнего тянут с её рассечением. Но, приходится огорчать любящих родителей: во всех пяти рассмотренных случаях операция необходима. В первом, втором и третьем вариантах операция несложная. Предстоит лишь рассечение уздечки. Возможно, и за два-три приёма. В четвёртом и пятом случае вмешательство более сложное. Вероятна даже операция под общим наркозом. Знаю, родители будут говорить о психотравме, стрессе и так далее. Не буду спорить, перечислю лишь основные последствия нашего с вами бездействия:

- формирование неправильного прикуса: прогения, косой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус;

- неправильное формирование нёбно-глоточного кольца: голос ребёнка приобретёт гнусавый оттенок;

- нарушение физиологического и речевого дыхания; формирование стойкого ротового дыхания: бесконечные простудные заболевания;

- тихий «иссякающий» голос, невыразительная речь;

- нарушения осанки: сутулость и искривление позвоночника;

- сложная дислалия (многочисленные нарушения звукопроизношения, или нарушения звукопроизношения по всем фонетическим группам).

Поверьте, это – не полный перечень. Больше говорить ничего не буду. Выбор за родителями.

Если же вы всё же решитесь на операцию, не забудьте посетить логопеда, педиатра и хирурга-стоматолога. Последний должен дать вам направления на:

-клинический анализ крови с гемосиндромом;

-клинический анализ мочи.

После операции ребёнок ОБЯЗАТЕЛЬНО должен пройти курс реабилитации у логопеда (занятия по растяжке мышц языка и подъязычной уздечки). Если этого не сделать, результат всех ваших мучений будет равен нулю. Всё это в равной мере относится и к операциям на уздечке верхней и нижней губы: те же посещения врачей, анализы. И упражнения по растяжке, но уже губ.

Автор статьи: Карельская Елена Германовна (логопед высшей категории)