Как разговорить ребенка?

В последние годы сложилась парадоксальная ситуация: живущие в комфортных бытовых условия  дети начинают говорить все позже и позже. Почему?

 


 1. Ребёнок не говорит.

Одних родителей не очень-то и волнует, что их двухлетний ребёнок молчит. Они считают, что два года - это не тот возраст, когда должна появиться речь. Другие жалуются: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» И начинают бить тревогу. Кто же в данной ситуации занял правильную позицию?

Лет сорок-пятьдесят назад нормой считалось появление речи у ребёнка в год. При этом подразумевалось, что малыш уже самостоятельно может о чём-то попросить, построить простейшую фразу. Конечно, идеального звукопроизношения от него никто не требовал! Но ПОТРЕБНОСТЬ что-то сказать у ребёнка была очень выражена!

А сейчас? Взрослые сидят, уткнувшись в экран телевизора или в монитор компьютера, годовалый карапуз в заваленном игрушками манеже предоставлен сам себе. Мама и папа молчат: они заняты своими проблемами. Кроха вроде бы тоже «при деле», а самое главное – никому не мешает. В подобной обстановке у него не возникает ПОТРЕБНОСТИ заговорить: его к этому не понуждают, от него не требуют речевой активности, взрослых вполне устраивает МОЛЧАЩИЙ ребёнок.

 

2 . «В начале было СЛОВО…»

Мерилом успеха у многих стал материальный достаток. Ради него взрослые работают сутки напролёт, а когда измотанные приходят домой, у них нет сил не только рот открыть, но и пошевелиться. В этой ситуации в семье отсутствует главное: ОБЩЕНИЕ. Простое человеческое общение, когда у родителей есть желание и время поговорить со своим малышом, рассказать ему сказку, спеть колыбельную. Ведь без них речь у ребёнка может не появиться не только в два, но и в три, и даже в четыре года. Да, да, СЛОВО, - оно начало всему. Помните, Евангелие от Иоанна? «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Чудо, как хорошо сказано! Просто, понятно, точно.

Сто, двести лет назад народ и не мечтал о такой комфортной жизни, как сейчас, и питание было скудным, а дети болтали без умолку, и особых проблем с речью у них не было. А сейчас достаток присутствует, питание полноценное. И при всём при том, дети – молчат! Словно загадочный вирус поражает их речевые центры. Первые слова появляются в лучшем случае после двух лет, да и тогда детскую болтовню можно понять только с помощью переводчика. Нормально говорящих детей в младших возрастных группах детских садов, - по пальцам пересчитать! Эти говоруны, перефразируя Л.Н.Толстого, очень похожи друг на друга: веселые, живые, непосредственные. И только каждый неговорящий ребенок несчастен по- своему. Причин речевых нарушений – множество. Названий речевых патологий – не меньше. Поговорим о самых распространённых.

 

3. Задержка речевого развития

Если у ребёнка отсутствует речь в два года, логопеды с полным основанием говорят о задержке речевого развития (ЗРР). Обтекаемость данного диагноза притупляет бдительность родителей. Ну, задержалась речь, думают они, - возможно, со временем всё само собой наладится… Ведь кроха издаёт какие-то звуки, - чем не речь?

Многие родители принимают за речь лепетные, «аморфные» слова или звукоряд, который порой выдаёт их двух-трёхлетний ребёнок. Мамы и папы пытаются уверить не только себя, но и логопедов, что «он всё-всё говорит, только очень непонятно»… Конечно, легче, как страус, спрятать голову в песок и не видеть проблемы, но от этого она не исчезает, а только разрастается день ото дня. Поэтому первым шагом к преодолению ЗРР будет ясное виденье родителями ситуации. Вторым шагом будет поход к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, стоматологу - ортодонту, логопеду. Все последующие шаги надо будет выстраивать с учётом полученных у этих специалистов заключений и рекомендаций. Если же родители пожелают выбрать какой-то свой, «особенный» путь, основанный на советах тёти Глаши или бабы Малаши, то они должны помнить, что этот путь может завести их в такие дебри, из которых и выбраться будет уже невозможно…

 

4. Почему возникает задержка речевого развития?

ЗРР наблюдается у детей, страдающих аутизмом, алалией, дизартрией, ДЦП (детским церебральным параличом).

В последнее время к специалистам на приём приходят дети внешне совершенно здоровые и благополучные, но речи у них нет! И только в ходе расспросов выясняется, что во время беременности у одной мамочки был тяжелейший токсикоз, другая перенесла на ногах грипп, у третьей малыш при рождении был очень крупным и закричал не сразу (была асфиксия), у четвёртой кроха родился обмотанный пуповиной, у пятой – не дождался срока и появился на свет шестимесячным. Во всех этих случаях можно говорить о гипоксии (кислородном голодании мозга), энцефалопатии, что и явилось первопричиной речевых нарушений.

ЗРР может возникнуть у детей после перенесённых инфекционных заболеваний: менингита, гриппа, дифтерии. А также после травм головы и инсультов. Да, да, инсульты сейчас диагностируют даже у грудничков! Из-за неоправданного использования некоторых медицинских препаратов у маленьких детей может случиться ишемический инсульт.

 

5. Как устранить задержку речевого развития у детей?

Теперь поговорим о путях преодоления речевых задержек. Они, в общем-то, идут в одном направлении и разнятся лишь незначительными деталями. На начальных этапах всё выглядит примерно так: неустанное внимание к малышу со стороны близких, общение, полноценное питание и сон, массаж, оздоравливающие процедуры, развивающие и пальчиковые игры. Массаж и процедуры лучше доверить специалистам. А вот питание и сон, общение, игры – это целиком на совести родителей, бабушек-дедушек.

Весь процесс «вызывания речи» проходит, во-первых, на положительных эмоциях, во-вторых, без каких-либо насильственных действий, и, в-третьих, при непосредственном участии взрослых. Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает. Если же предпочтение и свободное время взрослых отдается телевизору, компьютеру и ноутбуку, молчание малыша вполне объяснимо.

Родители должны знать, что нервная система малыша 1-3 лет отличается малой выносливостью. Поэтому даже игры (в особенности, обучающие!) по времени должны длиться не более 10-20 минут (в зависимости от возраста). Об усталости ребенка можно судить по его поведению. Капризы, отказ выполнять инструкцию говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе и надо заканчивать игру.

О чем еще надо помнить, занимаясь с ребенком? О своем эмоциональном настрое и о своей речи. Маленького ребенка привлекают только яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь. Прежде чем начать домашнее обучение, сядьте перед зеркалом и попробуйте рассказать какую-нибудь сказку, например, «Курочку Рябу»… себе. Ну и как, собственное лицедейство вызвало ваш живой интерес? Если нет, то вряд ли оно заинтересует и малыша. Неудачный опыт тоже опыт. Поработайте над собой. Вспомните мимику и интонацию любимых актеров. Уверена, в каждом из вас дремлет талант. А без него в наших последующих играх никак не обойтись!

 

6. Солнце, воздух и вода - отличные помощники в борьбе с ЗРР!

Многие молодые родители жалуются на отсутствие свободного времени: «Нет ни минуты для общения с ребенком!» Вся жизнь посвящена, в основном, работе. Ведь именно она и обеспечивает достойное существование малышу! Только какой смысл во всех этих материальных благах, если кроха не радует близких своим звонким голоском и чистой речью?

Отпуск, хотя бы две недели, предоставляется всем работающим. И если вы проведет его с пользой не только для себя, но и для ребенка, появление его первых слов не заставит себя ждать. Если в отпуск вы отправляетесь к теплому морю (а это сейчас можно устроить в любое время года!), используйте время в пути: почитайте сказку, рассмотрите книжку с картинками, сделайте малышу массаж пальчиков. Три-четыре часа перелета покажутся не столь утомительны, да и кроха не будет капризничать и мешать остальным пассажирам.

Горячий песок, теплое море, солнышко! Это не только прекрасная возможность оздоровить ребенка, но и шанс справиться с его речевыми проблемами. Многие из вас знают, что игры с песком снимают эмоциональное напряжение, помогают расслабиться, активизируют мозговую деятельность малыша. Поэтому очень мудро поступают родители, которые берут в дорогу не только наряды, но и детские ведерки с лопаточками, формочки. Ребячье общение с песком: пересыпание, лепка, пошлёпывание мокрого песка ладошками, ещё и способствует развитию так называемой мелкой моторики. Оно же активизирует, посредством движений пальчиков, речевые центры. Свежий воздух, свобода движений дают дополнительный стимул для появления первых слов. Маленькому человечку так хочется выразить СВОЁ ощущения счастья! Поэтому, именно на отдыхе, он обязательно заговорит!

 

 6. Пальчиковые игры помогут заговорить молчуну.

Пальчиковые игры, - это тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев будят «дремлющие» речевые центры в коре головного мозга, заставляют их работать. Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с простейшего: с рассматривания пальчиков. Назовите каждый из них, погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст нужный тонус мышцам рук, подготовит их к выполнению последующих упражнений.

На отдыхе карандаш с успехом заменит морская галька. Наберите несколько гладких овальных камешков и покатайте их по ладошке ребенка. А затем, пусть и он сам перетрет камешки между своих ладошек. Необходимо развивать тактильные и двигательные ощущения всех пальцев. Рука ребенка изображает подъемный кран: большой и указательный палец правой руки подхватывает камешек и направляет его прямиком в ведерко. Как это делать, - показывает взрослый. Подобную работу, по очереди, вместе с большим пальцем, должны выполнить и остальные пальцы сначала на правой, а затем на левой руке. Естественно, всё это сопровождается вашими комментариями и ласковыми словами. Помните, ребенок до трех лет развивается лишь в совместных играх-действиях. В одиночку он играть ещё не умеет!

 

Когда будут освоены и «Коза-дереза», и «Мальчик-пальчик», и «Сорока» и ещё несколько народных пальчиковых игр, можно разучить и что-нибудь посложнее. Например, такое…

Пчелиный улей

Что за дом-кубышка? (Вы, вместе с ребенком, сжимаете кулачки и делаете удивленное выражение лица.)

Кто живет там? Мышка? (Со всех сторон рассмотреть кулачок.)

Нет! Что вы, что вы! (Возмущенно помахать руками.)

Живут в том доме пчелы. (Потрясти кулачок, поднести его к уху, пожужжать.)

Пчелы летают. (Ладони скрестить в запястьях и помахать кистями рук, как крыльями. Пожужжать.)

Деток в домике считают: (Ребенок снова сжимает кулачок.)

Один, два, три, четыре, пять… (Взрослый по одному освобождает пальцы из кулачка ребенка.)

Мы не будем им мешать. (Завести руки за спину, - «спрятать»).

Пчелки мед соберут, (Взрослый стучит своими пальцами по подушечкам пальцев малыша.)

И Дашутке (Андрюше, Данюше и т.д.) дадут. (Взрослый своим указательным пальцем проводит по каждому пальчику малыша от основания до кончика.)

(Е.Г. Карельская)

 

Улитка

Улитка, улитка! (Сжатая в кулак рука «ползет» по столу.)

Высунь рога! (Указательный и средний пальцы выглядывают из кулака и быстро убираются.)

Дам пирога! (Показать раскрытые ладошки.)

-         Мне не надо пирога! (Отрицательно помотать головой.)

Мне свобода дорога! (Повертеть сжатыми кулачками.)

Я ползу по дорожке. (Кулачки снова «ползут» по столу.)

Захочу, - высуну рожки! (Высвободить и выпрямить указательный и средние пальцы.)

А дотронешься слегка, - (Дотронуться до указательного и среднего пальца малыша.)

Убираю я рога! (Улитка снова прячет «рожки».)

(Е.Г. Карельская)

 

Черепаха

-         Здравствуй, черепаха! (Сжать кулачки.)

Вот тебе рубаха! (Накрыть кулачок ребенка своей рукой и слегка сжать.)

-У меня своя защита. (Покрутить сжатыми кулачками.)

Она прочно сшита! (Кулачки стучат друг о друга.)

-         Вот тебе сапожки. (Взрослый щепотью своих пальцев гладит от основания до кончиков каждый пальчик на ручках малыша.)

Есть у тебя ножки? (Снова сжать кулачки.)

-         У меня – лапки! (Раскрыть, растопырить пальцы на обеих руках.)

Они играют в прятки. (Снова крепко сжать кулачки.)

-А где твоя головка? (Высвободить и показать большие пальцы.)

- Спряталась ловко! (Большие пальцы снова убираются в кулак.)

(Е.Г. Карельская)

 

Выполняя игры с пальчиками, ребенок, вслед за вами попытается проделать не только движения руками, но и повторить слова. Не все будет получаться с первого раза. Терпение, и ещё раз терпение, повтор, снова повтор. Вот так, изо дня в день (а не от случая к случаю) занимаясь с ребенком, вы сможете его, в результате, разговорить.

Родители, у которых есть дети с ЗРР, на нашем сайте в разделе «Развитие тонкой моторики рук. Пальчиковые игры», «Потешки, пестушки и колыбельные»», «Развитие общей моторики. Подвижные игры», «Комплексная работа над речью по темам» найдут массу другого полезного материала для работы с детьми.

 

Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории