Развивающие игры с детьми первого года жизни

 1. Как ускорить процесс развития речи у детей до года

В период от 6 месяцев до года малютка под вашим чутким руководством может многому научиться. И если игровые занятия проводятся «с огоньком», у родителей есть все шансы услышать до года первые слова малыша.

Родители, конечно же, уже успели заметить, как малышу нравится, когда с ним разговаривают!? Дитя внимательно следит за движением губ, за выражением лица взрослого. Часто ребенок вкладывает пальчики сначала себе в рот, а потом, - в рот говорящего, как бы проверяя: как же всё это там работает? Улыбнитесь. Вслед за вами улыбнется и ребенок. Улыбка свидетельствует об устойчивом речевом контакте. Да, да, именно речевом. Механизм звукопроизношения у малыша уже заложен, вот только не может реализоваться. Пока… А улыбка - это первый этап в артикуляции звуков и значимый сигнал к общению.

 

 

В свободные минуты бодрствования займитесь с крохой мимико-артикуляторной гимнастикой. Покажите ему смешные гримасы: откройте рот, вытяните вперёд губы, покажите язык, надуйте щеки, пошлёпайте губами, подвигайте из стороны в сторону нижней челюстью, нахмурьте брови. Восторг малютки будет неописуемый! Что-то он и сам попробует изобразить.

Ваше лёгкое прикосновение к губкам, щёчкам ребенка будет своеобразным массажем его артикуляционных органов. Дотрагиваясь до них, говорите: «Вот губки (щёчки, подбородочек)!» Когда малыш будет тянуться и прикасаться к вашему лицу, называйте те точки, до которых он дотронулся: «Это нос (глаза, брови, лоб, щёки и т.д.)».

С каждым днем ваши беседы с малюткой будут все более продолжительными и содержательными. Каждое ваше действие, соприкосновение будет сопровождаться комментариями, потешками, шутками-прибаутками. Ласковый тон и напевная мелодичность малых фольклорных форм создадут вокруг малютки ауру защищенности. На нашем сайте вы найдете потешки и приговорки буквально на каждый момент жизни крохи: на сон грядущий, на пробуждение, на умывание, на кормление, на одевание, на знакомство с окружающим миром. Благодаря ним, малыш будет вслушиваеться в речь, у него возникнет слуховое сосредоточение. На материале потешек и приговорок постигаются азы звукопроизношения, усваивается лексика (словарь) родного языка.

 

 

2. Игры, способствующие накоплению пассивного словаря.

Накопление пассивного словаря (ребенок еще не говорит, но понимает значение слов), идёт и в других играх со взрослыми. Это всевозможные «прятки» игрушек, разглядывание и называние предметов, их частей. Все ваши слова, все манипуляции побуждают ребенка к выполнению каких-то действий. «Посмотри, какой славный мишка. Давай его погладим. Покажи, где у мишки глазки? А где ротик? Как мишка умеет ходить? Мишка устал, давай его укачаем». Помните об интонации. Голос взрослого должен быть выразительным, а чувства - искренними. Малыш быстро улавливает фальшь и отсутствие живого интереса к игре. Так что вам придется проявить актерский талант!

Маленькие дети обожают игру «Прятки с платком». Сначала вы сами прячете лицо и говорите: «Где мама? Нет мамы!» Кроха стягивает с вашей головы платок и весело смеется, как бы говоря: «Да вот же ты!» А потом вы набрасываете платок на голову малыша и удивленно восклицаете: «Где Илюшенька? Куда он спрятался?» Ребенок затихает, а потом начинает снимать с себя платок. Вы - радостно: «Да вот же Илюшенька!»

 

Или другая игра-развлечение: «Кочки». Вы сажаете малыша на колени и изображаете езду по неровной дороге, с ухабами, кочками и ямами:

 

Ехали мы, ехали,

Ехали в Орехово

По кочкам, по кочкам,

По узеньким дорожкам,


Да в ямку - бух!

 

 

3. Пальчиковые игры и потешки - лучшие помощники речевого становления вашего ребенка.

Не меньший восторг вызывают у малышей игровые потешки: «Ладушки», «Пока-пока!», «Догоню-догоню!», «Сорока», «Коза рогатая». Они сопровождаются совместными движениями рук, ног. Не забывается и выразительная мимика. Например,

Идет коза рогатая, (Взрослый изображает козу.)

Идет коза бо

датая. (На голове из пальцев сооружаются «рожки».)

Ножками: топ-топ, (Взрослый топает ногами.)

Глазками: хлоп-хлоп. (Хлопает глазами.)


Молочка не пьет-Кто кашку не ест, (Шутливо-сердитое выражение лица.)

Забодает, забодает, забодает!

При этом взрослый начинает слегка щекотать «козой», сложенной из пальцев тельце малютки. А, может быть, кроха сам попробует сложить из пальчиков «козу» и «забодает» вас? Очень весело! Это всё те же пальчиковые игры. Они будут сопровождать речевое становление вашего ребенка весь период до школы. Игр таких – множество. Приведем пример для детей до одного года. Вы загибаете пальчики малыша и приговариваете:

Этот пальчик - дедка,

Этот пальчик - бабка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

А вот этот - малышок

И зовут его - Сашок.

Последние две строчки можно изменять: «А вот этот крошечка, маленький Антошечка» или «А вот эта кралечка, - наша дочка Анечка» и т.д. Все зависит от вашей фантазии!

 

4. Бабушкины сказки.

 

Если с первых дней малыша окружали слова забавных пестушек, потешек, закличек и прибауток, его вхождение в мир звуков и слов будет естественным и непринужденным. Об этом педагоги и логопеда говорят постоянно. Но, к сожалению, с каждым годом всё дальше уходят от нас народные традиции, забываются пальчиковые игры и потешки. У молодых родителей не хватает времени выучить нехитрые стишки для самых маленьких. В результате дети начинают поздно говорить и приходят в ясли и сады со значительным отставанием в речевом развитии. В различных центрах для родителей, в детских учреждениях проводятся семинары, мастер классы по фольклору. Конечно, молодых мам и пап надо учить общаться со своим малышом! Большую помощь в этом могут оказать бабушки и прабабушки. Если они есть в вашей семье, - прислушайтесь к их мудрым советам и не пренебрегайте помощью. Бабушки покажут, как проводить с малышом пальчиковую гимнастику. Взяв в свои руки ручонки внуков, бабушки устроят целое представление:

Воробьишки

Прилетели воробьишки в огород.

Спрашивают: «Чей горох? Чей горох?»

Дима говорит: «Мой горох! Мой горох!»

Воробьишки спрашивают: «Чиви, чиви, чиви?»

Дима говорит: «Кыш, пошли!»

Воробьишки: «Прр! Полетели!»

На головку Диме сели.

Так, с играми, потешками малыш будет впитывать языковую культуру речи, осваивать фонетику, лексику и грамматику.

 

5. Я всё понимаю!

 

Во втором полугодие жизни малыш прекрасно понимает обращённую к нему речь. Он поворачивает голову в нужном направлении, услышав слова: «Где мама?», «Где мячик?». А на вопрос: «Будем кушать?», тянется за ложкой или тарелкой. Понимание речи с 7 месяцев при правильном воспитании идет быстрыми темпами. Каждый день, каждый час кроха «схватывает» что-то новенькое и пытается реализовать свои знания. Причем наиболее успешно это происходит в процессе практической деятельности и общения. Вы купаете малыша и приговариваете: «Возьмем мыло, мочалку, помоем ручку. Где Илюшина ручка? Вот она, ручка. А теперь помоем ножку. Где ножка? Вот ножка. А головку мыть будем?» Вряд ли подобный вопрос вызовет у малютки восторг. Уж он-то отлично знает, что бывает, когда мыло попадает в глаза! Поэтому малыш отрицательно мотает головой. Это ли не доказательство отличного понимания речи?

Побуждая ребенка совершить какое-то действие: «Брось мячик!», «Собери пирамидку!», «Дай мишку!», вы развиваете не только двигательную активность крохи, но и его понимание речи. Начиная с 7-8 месяцев, малыш накапливает свой пассивный словарь. Слушая ваши высказывания, - осваивает азы построения предложения, согласования слов. С 9 месяцев он уже вычленяет из потока речи отдельные слова и пытается повторить их вслед за вами. В его речи появляется так называемая функция обозначения. Теперь любое свое действие кроха сопровождает каким-то возгласом, отдельным слогом или звуком. «Бах!»,- говорит он и бросает на пол игрушку. «На!»,- протягивает вам какой-то предмет. «Дай!»,- призывно манит ручкой. Это уже осмысленная голосовая реакция. Задача взрослых - поощрить речевое творчество ребенка. Он должен «войти во вкус» говорения и словотворчества. Рассматривая картинки с изображением животных, пусть подражает голосам животных. «Какая красивая собачка. Как она лает? Ав-ав-ав!», «А вот кошечка. Позовем ее. Кс-кс-кс.», «Коровка гуляет на лугу. Она мычит: му-у-у…» и так далее. Катая по полу машинку, «посигнальте» вместе с крохой: «Би-би-би…», наблюдая за игрушечным паровозиком, погудите: «У-у-у…», а слушая тиканье часов, повторяйте: «Тик-так, тик-так…». После таких речевых тренингов, видя на улице собак, карапуз всех их непременно назовёт: «ав!», или «гав!», а кошек – «кс», «мя», «мяу». Птички будут «пи», девочки – «ля», деревья – «ди». Вы должны дублировать все эти высказывания и называть объекты (предметы) правильно: собачка, кошка, птичка, девочка, деревья. Это непременное условие! И не пытайтесь подражать детскому лепету! Этим вы только отодвигаете появление правильной речи у малыша. Он прекрасно понимает «нормальные» слова, вот только воспроизвести их ещё затрудняется.

Продолжайте слушать музыку, используйте в общении с ребенком потешки, игры-забавы, рассказывайте ему сказки. Теперь все это он слушает с удвоенным интересом, эмоционально реагирует на все ваши высказывания. Еще немного, и он будет принимать полноценное участие в разговоре и порадует всех вас первыми словами и предложениями.

Малыш был частым свидетелем вашего пения, а его отход ко сну сопровождался колыбельными? Тогда к 9 месяцам он и сам захочет что-либо исполнить под любимую мелодию!

 

 

6. Театр на ладошке

  Любая игрушки в руках взрослого может стать и инструментом обучения, и объектом изучения. Неторопливо рассматривая игрушку (цыпленка) с ребёнком, задавайте крохе вопросы, и тут же на них отвечайте, вынуждайте малыша совершать какие-то действия, произносить звукосочетания. «Где цыплёночек? Вот жёлтый цыплёночек. Он маленький, пушистый. Потерял цыплёнок маму и пищит: «Пи-пи-пи». Как цыплёночек зовёт маму-курочку? А вот и мама. Она кудахчет: «Ко-ко-ко». Как курочка кудахчет? Курочка принесла цыплёночку зернышки. Давай покормим цыпленочка с ладошки. Как он будет клевать зёрнышки? Клюв-клюв-клюв (стучите пальцем по раскрытой ладошке малыша). Цыплёночек склевал зернышки и стал бегать (указательный и средний пальцы «бегут» по ладошке и пальчикам малютки)». В этом развлечении есть всё: и знакомство с новыми словами, и обучение звукопроизношению, и пальчиковые игры. С помощью подобных игр можно изобразить любое животное или насекомое. Устраивайте представления регулярно. Малютка войдёт во вкус и с удовольствием будет вам подыгрывать, активно участвовать в этих мини-спектаклях. Очень важно побуждать малыша совершать какие-то действия, произносить звуки, подражая голосам птиц, зверей, изображая шум ветра, вой вьюги.

 

 

7. Погружаемся в речевую среду

Во втором полугодии, малыш всё глубже погружается в речевую среду. Он уже прекрасно знает, кто такие «мама», «папа». И поворачивает в нужном направлении голову, услышав эти слова. Здесь не запутаешься. Ведь мама-то одна, и папа – тоже. С бабушками и дедушками сложнее: их, как правило, от двух и более… Просто глаза разбегаются! Но и с ними удаётся разобраться: «баба Лена», «баба Ира», «деда Игорь», «деда Саша». А вот как быть с мячиком? На первых порах малыш играл мягким тряпичным мячиком и слово «мяч» связывает только с ним. А взрослые называют этим словом ещё и прыгающий резиновый шар, и кожаный, с которым большие ребята во дворе играют. Здесь легко запутаться. Впрочем, как и с мишкой. Вот он, ЕДИНСТВЕННЫЙ: плюшевый великан, с которым можно и кашкой поделиться, и побороться. Никакой другой малышом не признаётся! И, даже если вы незаметно уберёте из кроватки малютки этого изрядно потрёпанного друга, заменив его новым, на вопрос «Где мишка?» кроха будет упорно искать глазами того, родного. Вы, конечно, скажете: «Посмотри, какой красивый новый мишка!» А ребёнок станет обеими руками отпихивать эту неземную красоту и всем своим видом говорить: «Какой же это мишка! Это – непонятно что!»

Чтобы кроха быстрее освоил универсальность СЛОВА, играйте с ним во всевозможные обучающие игры-взаимодействия. Показывая свою руку, говорите: «Мамина ручка». Берёте руку малютки: «Мишина ручка!». Гладите ею свою руку. «Где мамина ручка? Вот мамина ручка! Где Мишина ручка? Вот Мишина ручка!» Таких повторов надо сделать несколько, прежде чем кроха научится различать, где, чья рука. Не останавливаётесь на достигнутом. Есть ещё: носик, глазки, ушки, волосики и т.д. И заметьте, всё это можно найти и у куклы, и у кошки, и у собачки.… Собираясь на прогулку, приговаривайте: «Вот Мишина шапочка. А где мамина шапочка? Вот мамина шапочка! Это Мишины сапожки. А это – мамины сапожки. Завяжем Мише шарфик. А где мамин шарфик?» Перенос одинаково звучащего слова с одного предмета на другой даётся малышу нелегко. Здесь главное – не потерять ориентиры!

Примерно к 9 месяцам кроха осваивает простейшие обобщения. Поэтому, услышав вашу просьбу: «Дай машинку!», вопросительно смотрит, как бы спрашивая: «Какую? Ведь их так много!». То же самое, - с куклой. Вы спрашиваете:

«Где куколка?» А дочка по очереди показывает на своё кукольное окружение, приговаривая: «Де, де, де…» («Здесь, здесь…»).

 

8. Что за кот в мешке?

Ребенок до года, - крайне любознательное существо. Научившись ползать, он обследует все потайные шкафчики и их содержимое. Не меньшее любопытство вызывают у него свертки и пакеты. Заверните в бумагу погремушку или бубенчик. Потрясите свертком и, сделав удивленное лицо, спросите: «Что там?». Заинтригованный, кроха попытается добраться до «тайны». С первого раза, и без вашей помощи, ему это вряд ли удастся. Возьмите ручки малыша в свои и, совместными усилиями, распакуйте сверток. Дайте ребенку возможность поиграть игрушкой, а затем вновь заверните её в бумагу. Теперь добраться до «сокровища» ему предстоит самому.

В качестве потайных «сундучков» с сюрпризами можно использовать яркие картонные коробки с крышками, сумки с большими кнопками и пластмассовыми молниями. Заинтригуйте малыша: «Интересно, что там спрятано?» При этом у взрослого должен быть «заговорщицкий» вид, «большие» глаза, выразительные мимика и интонация. Максимально обыграйте ситуацию! Не забудьте назвать и расписать во всей красе найденный предмет (игрушку). Возможно, и сам малыш попытается вслед за вами повторить какие-то слова.

 

9. Как вызвать интерес у ребенка?

В общении с малышом важно не только ЧТО вы говорите, но и КАК! Проведем эксперимент? Произнесите самые ласковые слова при общении с ребенком «тусклым», невыразительным голосом, сделав угрюмое лицо. В лучшем случае, малютка удивлённо на вас посмотрит и не проявит никакого интереса к общению. В худшем – разразится громким ревом. А теперь улыбнитесь и повторите всё выразительным голосом. Кроха залепечет в ответ. Есть контакт!

Формировать понимание речи можно и должно с помощью интонации, жестов, мимики. Именно они вызывают живой интерес малыша. Ведь произвольное внимание у него ещё не развито. Удержать интерес крохи очень сложно! Сосредоточенно наблюдать за чем-то он может не более 1,5 – 2-х минут. Конечно, игрушки привлекают его больше. А голос? Если видите, что к вашим словам дитя глухо, постарайтесь сменить тактику: произнесите какую-то фразу или коротенький забавный стишок шепотом, с загадочным видом. Удалось привлечь внимание? Снова неудача? Оживите мимику, поработайте над интонацией. Найдите те нотки в голосе, которые вызовут у крохи неподдельный интерес. Может быть, его привлечёт пение? Только не переусердствуйте. Вам это грозит потерей голоса. А малютка, решив, что общаться надо именно так, перейдёт на «вокал». Тогда всё ваше дальнейшее существование будет напоминать сцены из опер. Конечно, если вы хотите вырастить будущих оперных или эстрадных звёзд, продолжайте в том же духе! (шутка). А если серьёзно, - не впадайте в крайности. Приучайте малютку вслушиваться и в звуки обычной речи, и в музыкальные ритмы, и в звуки окружающего мира. Только тогда его развитие будет гармоничным.

Еще больше разнообразных игр для детей первого года жизни вы найдете в разделе нашего сайта Речевые игры для детей  (см. "Игры для грудничков") 

 

Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории