ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ [Ш]

Основные приемы и упражнения,которые помогут поставить шипящие звуки  были описаны на сайте логопед-класс.рф в разделе  "Постановка и автоматизация звуков". Если у ребенка стал получаться звук Ш - это здорово, но нужно его закрепить как следует в речи. Чтобы занятия не наскучили ребенку, их лучше проводить в игровой форме.Материал для детей 5 – 10 лет

Занятие № 1. «КТО И ЧТО ШИПИТ?»

1. Попросите ребёнка вспомнить, кто или что издаёт звук: «Ш________». Если он не сможет вспомнить, прочтите ему это стихотворение:

Там – шипит, тут - шуршит.

Кот шипит, подравшись с кошкой: Ш-ш-ш…

Гусь – гоняясь за Антошкой: Ш-ш-ш-…

А змея – увидев мышку: Ш-ш-ш-…

Пар – подняв в кастрюле крышку: Ш-ш-ш…

Лист шуршит, упав под ноги: Ш-ш-ш-…

Ёж – газетой на дороге: Ш-ш-ш-…

То шипенье, то шуршанье…

Повторим это звучание: Ш-ш-ш-…

                                                         (Е.Г. Карельская)

2. Ребёнок должен вспомнить животных, в названии которых есть звук [Ш]. Это: шакал, шмель, шершень, мишка, мышка, мартышка, кошка, лягушка и т.д.

 

Занятие № 2. Игра «Ласковые слова»

Вы обратили внимание, что в ласковых словах чудесным образом появляется звук [Ш]? Игра «Волшебное превращение слова» поможет отыскать ребёнку и другие ЛАСКОВЫЕ слова. Возьмите мячик и начинайте играть!

Скажем ласково, и вот,

[Ш] к нам в слово и придёт!

Имена

Боря – БорюШка

Ваня - ВанюШка

Варя – ВарюШка

Вера – ВеруШка, ВеруШенька, ВерунюШка

Володя - ВолодюШка

Галя – ГалюШка

ДаШа – ДарьюШка, ДаШутка, ДаШенька

Илья – ИлюШка, ИлюШенька

Коля – КолюШка, НиколаШа

Люба – ЛюбуШка, ЛюбаШенька, ЛюбаШа

Надя – НадюШа, НадюШенька

НатаШа – НатаШенька

Таня – ТанюШенька, ТанюШа

Федя – ФедюШа, ФедюШечка, ФедюШенька, ФедюнюШка

Яков – Яшенька

 

Существительные мужского рода

барсук – барсучиШка

бобр – бобриШка

волк – волчиШка

вор – вориШка

воробей – воробьиШка

глупец – глупыШка

дом - домиШко

заяц – зайчиШка

камень - камеШек

мальчик – мальчиШка

плут – плутиШка

скворец - скворуШка

старик - старикаШечка

трус – трусиШка

хвастун – хвастуниШка

Шалун – ШалуниШка

 

Существительные женского рода

борода – бородуШка

ворона – воронуШка

голова – головуШка

деревня – деревуШка

изба – избуШка, избуШечка

кроха - кроШечка

лучина - лучинуШка

мама – матуШка

сова - совуШка

старуха – старуШка

створка - створуШка

сторона – сторонуШка

 

Существительные среднего рода

ведро - вёдрыШко

горе – горюШко

дно - доныШко

зерно - зёрныШко

золото – золотиШко

крыло – крылыШко

нёбо - нёбуШко

пальто – пальтиШко

перо – пёрыШко

поле – полюШко

пятно – пятныШко

солнце – солныШко

 

Занятие № 3. «ПРЕВОСХОДНЕЙШИЕ СЛОВА!»

Слово «огромное» обозначает что-то большое. Интересно, а как можно сказать об очень-очень-очень большом? ОГРОМНЕЙШЕЕ!!! Усилить впечатление от чего-то монументального и грандиозного помогает звук [Ш]. Попробуйте с ребёнком по аналогии образовать превосходные формы прилагательных и сравнительные степени наречий:

Превосходные формы прилагательных

 

Если будешь самым-самым:

Самым сильным, самым храбрым.

Как все выразить словами?

Подойдём с вопросом к маме.

бедный - беднейШий

белый - белейШий

важный – важнейШий

верный - вернейШий

вкусный – вкуснейШий

густой - густейШий

добрый – добрейШий

красивый – красивейШий

легкий – легчайШий

мелкий – мельчайШий

мудрый - мудрейШий

новый – новейШий

осторожный – осторожнейШий

острый – острейШий

первый – первейШий

полезный – полезнейШий

простой – простейШий

свежий - свежайШий

светлый – светлейШий

сочный – сочнейШий

умный - умнейШий

честный – честнейШий

чистый – чистейший

чудесный - чудеснейШий

Сравнительные степени наречий

Мы сравним и то, и это,

Мяч успев поймать при этом.

высоко – выШе

глухо – глуШе

горько – горШе

далеко – дальШе

дёшево – деШевле

длиннее - длиньШе

долго – дольШе

красиво - краШе

мало – меньШе

много – больШе

рано – раньШе

тихо – тиШе

тонко – тоньШе

старó – старШе

сухо – суШе

хорошо - лучШе

Как вы уже поняли, подбирать слова можно в игровой форме, с использованием мячика. Закрепите пройденное, составляя с ребёнком сложносочинённые предложения с противительным союзом А:

Орехи на кусте лещины расту высоко, а шишки на сосне – ещё … (выШе).

Орехов много, а шишек ещё … (больШе).

 

Занятие № 4. Тема «Профессии»

Ребёнку предстоит вспомнить профессии, в названии которых есть звук [Ш]. Кем будут женщины этих профессий?

Вместе с мамочкой вдвоём

Всем профессии найдём!

аниматор - аниматорШа

аптекарь - аптекарШа

банкир - банкирШа

бармен – барменШа

библиотекарь – библиотекарШа

билетёр – билетёрШа

вахтёр – вахтёрШа

дублёр - дублёрШа

каскадёр - каскадёрШа

кассир – кассирШа

кондуктор – кондукторШа

контролёр - контролёрШа

лифтёр – лифтёрШа

провизор - провизорШа

репортёр – репортёрШа

секретарь – секретарШа

 
 

Занятие № 5. СЛОВА - ДЕЙСТВИЯ

И люди, и животные совершают какие-то действия, выполняют какую-то работу. Среди глагольных форм немало слов со звуком [Ш]. Их подбором ребёнок сейчас и займётся.
Глагольные формы

Мяч друг другу быстро бросим,

[Ш] в слова найти попросим.

Я проШу, а ты – попросиШь.

Не найдёШь, - у мамы спросиШь.

бросать – броШу – бросиШь – броШеный

гасить – гаШу – гасиШь

красить – краШу – красиШь – краШеный

кусать – укуШу – укусиШь –укуШенный

месить –   меШу – месиШь

плясать – пляШу - пляШеШь

просить – проШу – просиШь

украШать – украШу – украсиШь

суШить – суШу – суШиШь

Шептать – Шепчу – ШепчеШь

Шить – Шью - ШьёШь

Шнуровать – Шнурую - ШнуруеШь

Шуметь – Шnbsp;умлю - ШумиШь

ШурШать –ШурШу – ШурШиШь

 

Занятие № 6. СЛОВА - АНТОНИМЫ

Самое время поискать слова-антонимы со звуком [Ш] и поиграть в игру:

«СКАЖИ НАОБРОТ» (с мячом)

бестолковый - смыШлёный

военный - Штатский

гладкий – Шершавый, пуШистый

дорогой – деШёвый

маленький - больШой

медлительный – Шустрый

настоящий – фальШивый

плохой - хороШий

правильный - оШибочный

проШлый - тепереШний

прочный – Шаткий

огромный – кроШечный

размеренный - суматоШный

ровный – Шероховатый

серьёзный - Шутливый

спокойный - Шаловливый

тихий – Шумный

узкий - Широкий

ближе – дальШе

дороже - деШевле

меньШе – больШе

младШе – старШе

ниже – выШе

тихо – Шумно

толще - тоньШе

великан – кроШка, малыШ

длина – Ширина

крик –Шёпот

послуШание – Шалость

тихоня - Шалун

тиШина – Шум

воШёл - выШел

кричать – Шептать

оторвать - приШить

помогать - меШать

стояла – Шла, Шагала

 

Занятие № 7. Слова со слогом ШИ

            Правописание слов со слогом ШИ неплохо повторить со школьниками.

Как слово ГРУША будет звучать во множественном числе? ГРУШИ. По аналогии ребёнок образует множественное число слов, не уставая повторяя: «ШИ пиши с гласной буквой И!». Слова во множественном числе можно не только произнести, но и записать:

беляш – беляШИ

брешь - …

брошь - …

галоша - …

Глаша - …

грош - …

душа - …

ёрш - …

замша - …

камыш - …

каша - …

клёш - …

крыша - …

малыш - …

Маша - …

мышь – …

рюш - …       

суша - …

Хрюша - …

шалаш- …

фарш - …

Дошкольнику в профилактических целях тоже можно объяснить, что в некоторых словах после звука [Ш] мы слышим звук [Ы], но писать будем букву И: ШИ! Чтобы в первом классе это правило не забывалось, выучите с ребёнком такое стихотворение:

Слова со слогом ШИ

 

Ш – согласный и глухой, -

Станет другом нам с тобой.

Пусть ШИПЯЩИЙ он, ну что же!

Будь и ты к нему построже!

Не забудь, и в слоге ШИ

И за ним всегда пиШИ!

Подбираем, малыШИ,

Мы слова со слогом ШИ:

ШИп, ШИповник, ШИло, ШИна,

ШИрина, ШИнель, маШИна,

ШИфоньер, ШИфон, верШИны,

КамыШИ, кроШИть, старШИны.

                                                                                     (Е.Г. Карельская)

 

 

Материал из книги Е.Г. Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.) - все права защищены (копирование запрещено!)

 

 

 

P.S. Более подробно и обширно работу над звуками я осветила в серии своих книг под условным названием «В царстве звуков и слов». Произведения эти с 2010 года «томятся» в издательстве «Дрофа». Они уже свёрстаны и подготовлены к печати, но никак не выйдут. Хотя материал там нужный и ценный как для педагогов, так и для родителей. Каждый из читателей сайта может поспособствовать выходу этих книг. Если каждый, кому нравится работать с моим материалом, позвонит или напишет в издательство, дело «сдвинется с мёртвой точки». Заранее благодарна! Об этом мне говорили и редакторы отделов. В роли «тормоза» выступает отдел маркетинга издательства, они сомневаются, что материал по логопедии населению нужен!!!

Эл. адрес издательства: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. или : This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it."> This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

127018, Москва, Сущёвский вал, 49. Издательство «Дрофа»

Или: 127018, Москва, а/я 79

Тел.: 8 -(495) 795-05-50 , 8 - (495) 795-05-51