ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ [Ж]

 Также, как и для автоматизации звука [Ш], необходимо много тренироваться, чтобы другой шипящий звук -  [Ж] легко и красиво появился  и закрепился в речи у ребенка. Но дети есть дети, и им быстро надоест просто повторять за взрослыми набор не связанных между собой слов. Поэтому для поддержания стойкого интереса к занятиям рекомендуется проводить их в игровой форме.

 

 

Занятие № 1. «Кто и что жужжит?»

 

Жужжащий шипящий

Звук жужжащий и густой,

Звонкий, твёрдый, непростой.

Он шипящий, хоть жужжит.

Встреча с ним нам предстоит.

                                             (Е.Г. Карельская)

Кто и что жужжит? Задайте этот вопрос ребёнку. Возможно, он вспомнит, что так жужжит пчела, шмель, муха, мотор.

            Интересно, а различит ребёнок этот звук среди других шипящих и свистящих? Он закрывает глаза, а взрослый перечисляет свистящие и шипящие звуки. Услышав звук [Ж], ребёнок должен хлопнуть в ладоши:

Ш___, С___, Ж___, З____, Ж___, Щ____, С____, Ш___, Ж______       и т.д.

 

Занятие № 2. «Мамы и их малыши»

 

Детёныши животных

У ласковых мам есть, конечно, ребенок:

Лисёнок, тигрёнок, совёнок, котёнок.

Часто теряются детки в пути

Мамам поможем пропажу найти.

верблюдица – верблюЖонок

еЖиха – еЖонок

иволга – иволЖонок

медведица – медвеЖонок

морЖиха – морЖонок

носороЖиха – носороЖек

осьминоЖиха – осьминоЖек

стриЖиха – стриЖонок

уЖиха – уЖонок

чиЖиха – чиЖонок

           

 

Занятие № 3. «Мамы всякие важны»

Любящие мамочки есть у каждого малыша. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны! Они разговаривают на разных языках, живут на разных континентах, в разных странах и городах. Кто же эти мамы?

Жительницы стран и городов

За границей – иностранки,

А в России – россиянки.

На Волге – волЖанка

В Калуге – калуЖанка

В Норвегии - норвеЖка

В Париже – париЖанка

В Праге – праЖанка

В Риге – риЖанка

Во Франции – француЖенка

 

Занятие № 4. Игра с мячом «Ласковые слова»

Где мамы, там и ласковые, нежные слова. Отдохнув от предыдущей работы – беритесь с ребёнком за новую. Подбор ЛАСКОВЫХ слов стал для него любимым и привычным занятием?

«Ласковые» слова

Скажем ласково, и вот

[Ж] к нам в слово и придёт!

берег – береЖок

долг – долЖок

дорога – дороЖенька

друг – друЖок

круг – круЖок

нога – ноЖенька

пирог – пироЖок

подруга – подруЖенька

порог – пороЖек

рог – роЖок

сапог – сапоЖок

стог – стоЖок

творог – твороЖок

утюг – утюЖок

флаг – флаЖок

шаг – шаЖок

 

Занятие № 5. Глагольные формы

 

Подберём сейчас слова.

Все слова те – про дела.

Что ты делаешь, что я.

Слов тех – целая семья.

 

                         ЧТО Я ДЕЛАЮ ?

Я пропаЖу нахоЖу.

В прятки часто я воЖу.

В огороде я труЖусь.

Этим я всегда горЖусь.

С мамой в дальний лес хоЖу,

На пенёчке я сиЖу,

По тропиночкам броЖу,

И стихи весь день тверЖу.

 

Иногда на всех серЖусь,

А потом всегда стыЖусь,

С малышами я воЖусь,

В танце с ними я круЖусь.

                                   (Е.Г. Карельская)

            Прочитав ребёнку это стихотворение, проверьте, хорошо ли он запомнил глаголы. Предложите ему во время повторного прочтения завершать каждую строчку уже самостоятельно.

Занятие № 6 «ЧТО Я ДЕЛАЮ?»

На этом занятии организуйте игру с мячом, используя следующие списки слов. Вы говорите неопределённую форму глаголов, а ребёнок – формы глаголов со звуком [Ж].

                        Что я делаю?

бредить – бреЖу

бродить – броЖу

водить – воЖу

возить – воЖу

возиться – воЖусь

гладить – глаЖу

годиться – гоЖусь

гордиться – горЖусь

лежать – леЖу

лизать – лиЖу

найти – нахоЖу

обиЖать - обиЖу

сердиться – серЖусь

сидеть – сиЖу

стыдиться – стыЖусь

судить – суЖу

трудиться – тружусь

ходить - хоЖу

Занятие № 7. Игра «Волшебное превращение слова»

            Принцип работы тот же, что и на предыдущем занятии.

Я – ты

вязать – вяЖу – вяЖи – вяЖешь

заказать – закаЖу – закаЖи – закаЖешь

мазать – маЖу – маЖь – маЖешь

облизать – облиЖу – облиЖи - облиЖешь

отрезать – отреЖу – отреЖь – отреЖешь

показать – покаЖу – покаЖи – покаЖешь

приказать – прикаЖу – прикаЖи – прикаЖешь

размазать – размаЖу – размаЖь - размаЖешь

сказать – скаЖу – скаЖи – скаЖешь

ОН

беречь – береЖёт

глодать – глоЖет

Жечь – Жжёт

лизать – лиЖет

помогать – помоЖет

прибегать – прибеЖит

рассказать – расскаЖет

резать - реЖет

Занятие № 8. СЛОВА - АНТОНИМЫ

 

Подбор слов-антонимов – не самое лёгкое задание. Возможно, использование мячика облегчит задачу?

Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»

бесполезный – нуЖный

густой – Жидкий

грубый – неЖный

лёгкий – тяЖёлый

мёртвый – Живой

милосердный – Жестокий

мягкий – Жёсткий

образованный - невеЖественный

некрасивый – пригоЖий

постный - Жирный

привлекательный – Жуткий, уЖасный

простой – слоЖный, ваЖный

сухой – влаЖный

холодный – Жаркий

чёрствый – свеЖий

щедрый – Жадный

выше – ниЖе

густо -Жидко

дальше – блиЖе

дешевле – дороЖе

лучше – хуЖе

мельче – глубЖе

мягче - твёрЖе

раньше – позЖе

слабее - туЖе

старше – молоЖе

чаще – реЖе

шире – уЖе

достаток – нуЖда

развод – Женитьба

смерть – Жизнь

холод - Жара

           

Занятие № 9. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ НАРЕЧИЙ

Выполняя предыдущее задание, ребёнок редко ошибался? Ваша задача, сделать так, чтобы затруднения у него возникали всё реЖе и реЖе. Воспользуемся возможностью, и усилим сравнительную степень наречий:

Усилим сравнение

Мы сравним и то, и это,

Мяч успев поймать при этом.

Слово верно подберём,

И звук Ж в него введём!

 

близко – блиЖе

гладко – глаЖе

глубоко - глубЖе

дорого – дороЖе

Жидко – ЖиЖе

молодо – молоЖе

низко – ниЖе

поздно – позЖе

полого – полоЖе

редко – реЖе

строго – строЖе

твёрдо – твёрЖе

туго – туЖе

узко – уЖе

худо - хуЖе

 

 

 

   Занятие № 10. Образование существительных от глаголов

 

Игра «Волшебное превращение слова» (с мячом) предоставляет массу возможностей для словообразования, расширит активный словарь ребёнка:

студить – стуЖа

продавать – продаЖа

пропадать – пропаЖа

прясть – пряЖа

класть - поклаЖа

 

 

Занятие № 11. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Чей?

стерлядь – стерляЖий (-ья)

медведь – медвеЖий (-ья, -ье, ьи)

уж - уЖиный (-ая, -ое, -ые)

лебедь – лебяЖий (-ья, -ье, -ьи)

говядина – говяЖий (-ья, -ье, -ьи)

осьминог – осьминоЖий (-ья, -ье, -ьи)

портной – портняЖный (-ая, -ое, -ые)

дорога – дороЖный (-ая, -ое, -ые)

мороз – мороЖеный (-ая, -ое, -ые)

творог – твороЖный (-ая, - ое, - ые)

        

Занятие № 12. Правило: ЖИ пиши с И!

Самое время познакомить ребёнка с правилом правописания слога ЖИ в словах: ЖИ ПИШИ С ГЛАСНОЙ И!

Образуем множественное число слов, в конце которых после Ж пишется гласная буква И:

багаж - багаЖИ

баржа - …

вожжа - …

вояж - …

гараж- …

ёж – …

корж - …

ложа - …

нож - …

сажа - …

страж - …

стриж - …

Дошкольник образует слова устно, а школьник – в своей тетради. Но и тот и другой повторяют вслух правило: «ЖИ пиши с гласной И!»

 

 

РАЗЛИЧАЕМ   ЗВУКИ   Ш – Ж !

Занятие № 1. Игра «ШИПИТ – ЖУЖЖИТ»

Вы не забыли, как проводится игра «Шипит - жужжит»? Кто (что) шипит, а кто (что) жужжит, должен вспомнить ребёнок. И всё это озвучить.

ШИПИТ – ЖУЖЖИТ

Очень похожи эти два звука.

В гости они проберутся без стука.

Ш прошипит, проползая змеёй.

Ж – прожужжит, пролетая пчелой.

Как различить их?

Есть способ такой!

Ж – всегда звонкий.

Ш – он глухой.

(Е.Г. Карельская)

Занятие № 2. РАЗЛИЧАЕМ Ш – Ж В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Теперь дифференциация звуков на материале слогов и слов:

 

ша – жа

шо – жо

шу – жу

ше – же

ши – жи

сша – зжа

сшо – зжо

сшу – зжу

сше – зже

сши – зжи

пша – бжа

пшо – бжо

пшу – бжу

пше – бже

пши – бжи

 

 

 

 

шалость – жалость

шаль – жаль

шар – жар

шарить – жарить

шест – жест

шесток – жесток

шесть – жесть

шила – жила

шили – жили

шить – жить

шитьё – житьё

шоры – Жоры

шутка – жутко

брошу – брожу

крошево – кружево

крушить – кружить

Лёша – лёжа

Луша – лужа

машут – мажут

мошна – можно

нашивка – наживка

паши – пажи

прошить – прожить

Саша – сажа

смешок – снежок

уши – ужи

 

 

Занятие № 3. Проверяем Ш и Ж в словах!

Ребёнок не забыл, что в конце слов шипящие звуки Ш, Ж звучат не совсем ясно? Стоит ему об этом напомнить!

            Проверяем шипящие

В слове шипящие в самом конце?

Сразу печаль у нас на лице:

Часто не знаем: Ж (же) или Ш (ша)?

Гласные ставь в конец, не спеша.

Так проверяем массу мы слов: НОЖ,

КАРАНДАШ, МУЖ, ЛОЖЬ и ГРОШ.

А при проверке: КАРАНДАШИ,

ЛЖИВЫЙ, ГАЛОШИ, ГРОШИ, НОЖИ.

                    (Е.Г. Карельская)

Теперь ребёнок на практике подбирает проверочные слова (можно использовать мячик). Школьник эти слова записывает:

 

душ - … дуШевая (кабина)

камыш - …

ландыш - …

малыш - …

мышь - …

шалаш - …

багаж – багаЖИ

гараж - …

морж - …

стриж - …

сторож - …

уж – …

 

 

 

Материал из книги Е.Г. Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.) - все права защищены (копирование запрещено!)

 

 

P.S. Более подробно и обширно работу над звуками я осветила в серии своих книг под условным названием «В царстве звуков и слов». Произведения эти с 2010 года «томятся» в издательстве «Дрофа». Они уже свёрстаны и подготовлены к печати, но никак не выйдут. Хотя материал там нужный и ценный как для педагогов, так и для родителей. Каждый из читателей сайта может поспособствовать выходу этих книг. Если каждый, кому нравится работать с моим материалом, позвонит или напишет в издательство, дело «сдвинется с мёртвой точки». Заранее благодарна! Об этом мне говорили и редакторы отделов. В роли «тормоза» выступает отдел маркетинга издательства, они сомневаются, что материал по логопедии населению нужен!!!

Эл. адрес издательства: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. или : This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it."> This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

127018, Москва, Сущёвский вал, 49. Издательство «Дрофа»

Или: 127018, Москва, а/я 79

Тел.: 8 -(495) 795-05-50 , 8 - (495) 795-05-51