ПОСТАНОВКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ [Л], [ЛЬ] В РЕЧИ РЕБЁНКА

 

Со звуками [Л], [ЛЬ] у детей всегда проблемы: «вампа» (лампа), «ёшка» (ложка), «ук» (лук).

Это далеко не полный перечень замен и пропусков, которые допускают в своей речи малыши. Поставить звуки [Л], [ЛЬ] в домашних условиях, - задача трудная, но выполнимая.

Для начала, расскажите малышу такую историю: «Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в______». Маленький пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы______…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы______…», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.»

А теперь пусть и ваш малыш, взяв на вооружение опыт маленького пароходика, прикусит кончик язычка и протяжно произнесёт [Ы_______]. Должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. Ведь это только в сказке всё получается быстро и без проблем… Когда гудок, наконец, приобретёт нужное звучание, малыш будет переполнен гордостью и представит себя маленьким пароходиком. При этом он даже немного раздует щёки. Замечательно! Поиграйте в игру «Пароходы здороваются». Кто будет большим океанским лайнером, а кто маленьким пароходиком, - решать вам!

После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: [Л___а], [Л____у], [Л____о], [Л____ы], [Л____э]. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать.

Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы: они некстати вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат), вук (лук) и т.д. Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (следствие крепкой дружбы с соской!), будет давать о себе знать очень долго! Какое-то время придётся придерживать губы, растягивая их в улыбку с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удаётся избавиться от «кваканья».

 

2. Помогут артикуляционные упражнения

Чтобы процесс закрепления звука [Л] пошёл быстрее, пригодятся артикуляционные упражнения.

«Вкусно!»: широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу. Нижняя губа не должна оказывать «медвежью услугу»: она не «подсаживает» язык, он работает в автономном режиме.

«Индюк болбочет»: движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».

«Гамак»: кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.

«Качели»: приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны, разумеется!).

Если язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение «Лошадка»: Пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!

Вышеперечисленные упражнения необходимо выполнять, по меньшей мере, 2-4 недели. За это время мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести силу и уверенность. Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы. Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Пусть малыш постепенно «прячет» язык за верхние зубки.

Избавиться от излишнего напряжения губ поможет расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их подушечками пальцев. А ещё такие упражнения:

«Лошадка фыркает»: с силой подуть на расслабленные губы, имитируя пофыркивание лошади.

«Рыбка»: пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.

«Устали!»: с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.

 

3.Запаситесь терпением!

 

Звук [Л] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, – не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Если есть возможность обратиться за помощью к логопеду, - не медлите! При всех родительский талантах, помощь специалиста не помешает.

Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых слогах понадобится месяц. Не торопитесь. Лучше закрепите достигнутое и подготовьте почву для последующей работы.

Итак, месяц прошел в трудах. Родители в сердцах восклицают: «Ох, не прост этот звук [Л]. Ускользает из речи малыша и всё! Особенно в начале и в середине слов. А ведь сначала всё шло как по маслу. Кроха прикусывал кончик язычка и гудел, как пароходик: [ЛЬ____], [Л_____]. Потом научился прижимать широкий кончик языка к верхним резцам и изолированно произносил эти звуки почти идеально. Но вот в словах… Да… Снова «вапата» (лопата), «шкова» (школа), «мев» (мел)…». Ничего, и с этими трудностями тоже можно справиться! Главное, терпение, как любил повторять один герой сказки.

 

4.Необходимо закрепить успехи

Проще всего звуки [Л´],[Л] автоматизируются в прямых слогах:

ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ;

ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ.

Проговорите с малышом сначала их, а затем, - слова и чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролировать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!). Не торопясь, начните с мягкого варианта:

 

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида

и т.д.

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, зеЛЕнеют поЛЯ.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ, ЛЕжаЛИ ЛИстья на земЛЕ.

ЛИ-ЛИ-ЛИ, ЛЕщи пЛЕскаЛИсь на меЛИ.

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ, ЛЕтний дождик я ЛюбЛЮ.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие! Потешки и скороговорки тоже пригодятся:

Ой, люли, люли, люли,

Детки в люльках видят сны.

Спят на ветках гули…

Все давно уснули!

 

Мы ели, ели линей у ели,

Их еле-еле у ели доели.

Посидели мы у ели,

На качели поглядели.

Козлика заметили,

На поклон ответили.

 

Лис улёгся в тень у липы.

Лис считает листья липы.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся!

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

 

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА, наша ЛЕночка маЛА.

ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛЮбит ЛЕна похваЛУ.

ЛО-ЛО-ЛО, ЛЕне в ваЛЕнках тепЛО.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛЕне ваЛЕнки маЛЫ.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова,

Большая голова.

На колу сидела,

На луну глядела,

Глазами блестела.

Глазоньки хлоп-хлоп,

Лапочки топ-топ.

И – полетела!

 

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

(В. Лифшиц)

Сели птахи на шесток.

А котята – в уголок.

Сели-посидели,

Песенку запели.

Услыхали ложки, -

Вытянули ножки.

Услыхали калачи, -

Поскакали все с печи!

 

Луна лучится, как латунь,

Лягушкой лакомится лунь.

Летит весёлая пчела,

Легла на лес ночная мгла.

( В. Лунин)

5.Усложняем задачу!

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было звуков [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь крохи этими трудными звуками. Работу над ними отложите на более поздние сроки.

В прямых слогах звуки [Л´], [Л´] уже получаются? Замечательно! Самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными: АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ;

СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ       (и проч., только с другими согласными: В, Г, К, и т. д.);

АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ;

ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА   (и проч., а ещё, - с другими гласными: У, О, Ы).

Взрослый произносит ряд слогов (от 3 до 7), а кроха их повторяет. Конечно, для малыша это не очень интересно… Может быть, стоит сказать, что это – язык гномов или инопланетян? Вот увидите, интерес к занятию сразу появится!

Если в слогах всё будет получаться, переходите к словам и фразам (чистоговоркам). Выучите и отгадайте с малышом, например, такие загадки:

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

(Волк)

 

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле?

(Белка)

 

По небу катается,

Ночью появляется.

То толстеет, то худеет.

Светит, но совсем не греет.

(Луна)

Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём. Колкую, зелёную в гости позовём.

(Ёлка)

 

Этот комок с яблони – скок!

Упал, покатился, в листья забился.

(Яблоко)

 

Я землю копала.

Ничуть не устала!

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)

 

6. Активизируем словарь

На первом этапе автоматизации звуков [Л´], [Л] малыш повторяет за вами слоги, слова и фразы. На заключительном должен сам припоминать слова с этими звуками. Вы лишь даёте задания:

-Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуками [Л´], [Л].

-Назови продукты питания со звуками [Л´], [Л].

-Перечисли вещи со звуками [Л´], [Л].

Как видите, возможности для автоматизации звуков просто неисчерпаемы! Надо ли говорить, что любая детская книжка даст вам массу речевого материала.

 

Колокольчик

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы. А ты?

(Е. Серова)

 

Обменяла куклу

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

Полиняла, как могла.

От обиды куклу Лида

Обменяла на осла.

(Н. Кончаловская)

 

Зиму всю мели метели

Зиму всю мели метели, -

Клёны, липы поседели…

А весной повеселели,

Зацвели, зазеленели.

(И. Демьянов)

 

7. Маленькое предостережение

Хочется предостеречь родителей от чрезмерной перегрузки малыша. В рекордно короткие сроки справиться с трудными звуками [Л], [Л'] вряд ли удастся. Довольствуйтесь тренировками не более получаса каждая. Конечно, если кроха не устаёт, можно проводить их и два, и три раза в день через какой-то промежуток времени. Но, как только вы увидите в глазах ребёнка усталость, или он перестанет проявлять интерес к занятиям, необходимо отложить работу, или поменять форму занятия. А результат? Он обязательно появится!

 

Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории

(В статьи приводятся авторские загадки из книги Е.Г.Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)