Постановка и закрепление звука [Щ] в речи.
У ребёнка нет звука [Щ], или звук [Щ] он произносит неправильно?
Звук [Щ] ребёнок 4-5 лет очень часто заменяют на [СЬ] или [ТЬ]: сётка (щётка), си (щи), сёки (щёки), питит (пищит), вети (вещи) т.д.. Безобидная на первый взгляд путаница. Но она может обернуться дисграфическими ошибками на письме, когда ребёнок пойдёт в школу. Постараемся этого не допустить.
Ребёнок четырёх-пяти лет не всегда может анализировать своё произношение. Он не слышит отдельные фонемы (звуки) в составе слова и выдаёт приблизительный звуковой образ слова. А уж здесь, что получится, то получится. Опять же, навыков произношения не всегда хватает. Прежде чем исправлять ребёнка, неплохо бы подготовить его язык и губы к трудной работе.
2. Описание правильной артикуляции звука [Щ]
Звук [Щ] очень похож на [Ш], только в мягком исполнении. Широкий язычок так же поднят вверх и по форме напоминает «чашечку», её боковые края крепко прижаты к верхним коренным зубам. Между кончиком языка и твердым нёбом возле верхних резцов остаётся узкая щель, в которую просачивается тёплый воздух. Губы вытянуты вперёд трубочкой. В чём же тогда отличие? На звуке [Щ] мышцы языка и губ более напряжены, особенно боковые края языка: они с силой упираются в верхние коренные зубы. Как заставить непослушный язычок малыша выполнить всю эту работу?
3. Как поставить ребёнку звук [Щ]?
Сядьте перед зеркалом и расскажите ребёнку историю о маленьком паровозике, который учится ездить по рельсам. В роли паровозика будет выступать язычок. Рельсы – верхние коренные зубы. А теперь – в путь! Боковые края языка, словно колёсные пары вагонов, катаются взад и вперёд по верхним коренным зубам. Обязательное условие: «колёса» должны крепко стоять на рельсах и ни в коем случае с них не съезжать! Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам. Движения широкого язычка – с максимальной амплитудой. Выполняя это упражнение в течение нескольких дней (недель), ребенок научится удерживать язык в верхнем положении. Теперь пусть попробует произнести звук [Щ] изолированно. Лучше всего это получится во время уборки квартиры. Вместе с ребёнком возьмитесь за шланг пылесоса и, проведя щёткой по ковру, произнесите: «Щ_____, Щ_____». Правда, здорово? А теперь энергично почистите одежной щёткой брюки: «Щ-Щ-Щ - …». Это будет первый этап автоматизации звука [Щ].
4 . Слова со звуком [Щ]:
В слогах и словах звук [Щ] произнести намного сложнее. Поэтому закрепляйте звук поэтапно: сначала в обратных слогах (в конце слов), потом в прямых слогах (а начале слов), в середине слов:
Ащ-ощ-ещ-ущ-ищ-ющ-ыщ-ящ: плащ, овощ, хвощ, мощь, помощь, лещ, клещ, плющ, товарищ, свищ, прыщ, хрящ и т.д.
Ща-щё-ще-щу-щи: щавель, щёлк, щёголь, щёлкнуть, щётка, щёки, щёлок, щель, щенок, щедрость, щедрый, щекотка, щебень, шербет, щебет, щека, щетина, щекотка, щеколда, Щелкунчик, щука, щурёнок, щупальце, щи, шит, щиток и прочие слова на Щ.
Оща-ощи-още-ещи-ащи-ищи-ище-ещу-еще: прощать, угощать, угощение, проще, мощи, клещи, вещи, вещица, верещит, товарищи, прищепки, чище, вещунья, плещет и т.д.
5. Чистоговорки на звук [Щ]
Помогут закрепить звук [Щ] чистоговорки:
АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.
УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: на собаке клеЩ.
ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.
ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.
ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ: наш малыш в плаЩе.
ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.
ШЁ-ЩЁ-ЩЁ, ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ: повторяем мы еЩЁ!
И так далее…
6. Скороговорки со звуком [Щ]
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке. (С. Маршак)
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Волки рыщут, пищу ищут.
Вот топор, вот топорище, вот кнут, вот кнутовище.
Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
Ты нас, мама, не ищи: щиплем мы щавель на щи.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
Плавниками трепеща, и зубаста и тоща, пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща.
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
7. Загадки на звук [Щ] (от Е. Г. Карельской):
Варим летом и зимой Щи зелёные с травой… Правда, правда, ты поверь! Ту траву зовут … (ЩАВЕЛЬ).
Если был бы я большой, Суп не стал бы есть с лапшой! Заказал бы на обед Я орехи и … (ЩЕРБЕТ).
Поединок спор решит. Меч суровый суд вершит. Шлем под натиском треЩит. Вся надежда лишь на … (ЩИТ).
В дороге, как и в пироге,- Начинка… Но не сладкая! Кладётся под асфальт она: Дорога будет гладкая. (ЩЕБЁНКА)
К ним стремятся тараканы: Прячут в них свои усы. Любопытные Варвары Забывают в них носы. (ЩЕЛИ) |
Наш Емеля без забот. Пусть хоть полный дом работ! Для него всё это – скука. Выручит Емелю … (ЩУКА).
Непогода нас застала. Обувь грязная вся стала, У порога встала робко. Ей пришла на помощь … (ЩЁТКА).
Не побрившись пару дней К зеркалу бежит Матвей. Там ужасная картина: На лице растёт … (ЩЕТИНА).
Прячут запасы они грызунов. Их подперев, видим сказки мы снов. Если здоровы мы, - будут румяны. Деток целуют в них папы и мамы. (ЩЁКИ) Стрелы цель не поразят. Их для ЩЕЙ сорвём мы с гряд. (ЩАВЕЛЬ)
|
8. Игра «Большущие слова»
А теперь перенеситесь с ребёнком в страну великанов. Все слова там такие огромные!
Большущие слова
У кошки – усы, а у тигра – усиЩи.
У птички глаза, у дракона – глазиЩи.
У гномика дом, у КаЩея – домиЩе.
В баночке сомик, а в речке – сомиЩе.
Если большие, значит – зубиЩи.
Ими скрежеЩет злюЩий волчиЩе.
А динозавр здоровуЩим хвостиЩем
ТЩетно в пеЩере сметает пылиЩу.
Мать - великанша длиннюЩей ручиЩей
Машет в окошиЩе крошке-сыниЩе.
Тот еЩё мал, но уже великаниЩе.
Носит он рубиЩе, брючиЩа, тапиЩа.
Ловит волчиЩа он за усиЩи,
Любит валяться на мокрой травиЩе.
Ест в огороде большуЩие овоЩи.
И вечно нуждается в маминой помоЩи…
(Е.Г. Карельская)
Продолжите в том же духе, подбирая подходящие для страны великанов слова.
9. Автоматизация звука Щ в текстах
Попробуйте выучить с ребёнком такое стихотворения со звуком [Щ], например. такое:
Помощник Щен
ПомоЩь требуется Жучке:
У ЩИПЦОВ сломались ручки.
В ЩЁТКЕ вылезла ЩЕТИНА.
Жучка иЩет в роЩе сына.
У собаки сын – ЩЕНОК.
ТаЩит ЩЕПОК он мешок:
От жары рассохся дом,
ЩЕЛИ ЩЕН закроет в нем.
Взял ЩЕНОК ЩИПЦИ и клеЩи,
Починил все в доме веЩи,
Для борЩа почистил овоЩи…
«Ну, какое ты сокровиЩе!-
Не нахвалится им Жучка. -
Вот тебе ЩЕРБЕТА кучка.
Ведь за помоЩь, без сомнения,
Ты достоин угоЩения!»
(Е.Г. Карельская)
Более развёрнутый материал на звук [Щ] вы найдёте в моей книге «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев». Удачи!
Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории